четверг, 21 ноября 2013 г.

Pro Tools - цифровая запись, DSP и Native. Будьте осторожны!

Лет 10 назад фраза - "Я работаю в Protools", звучала круто. И сам Protools был гарантией высокого качества звука. Но времена меняются, и сейчас у каждого школьника есть Pro Tools  и это практически ничего не значит.
 
Первый Pro Tools появился в 1989 году и понадобилось десятилетие, чтоб наконец-то Pro Tools стал поддерживать MIDI. Только с 1999 года в Pro Tools 5 - внедрен миди-секвенсер. С самого начала и по настоящее время основной упор производителями Протулза делается на аудио, по сути Протулз - это многодорожечный магнитофон куда можно записывать аудио на разные дорожки, обрабатывать их, микшировать или выводить подорожечно.
 
Создание Протулза было революцией в мире аудиозаписи. Однако создан он был, только благодаря изобретенным компанией Motorola - DSP (Digital Signal Processor) микросхемам.
 
Что такое DSP?
 
В эпоху медленных и мало-мощных процессоров записать в компьютер аудио было большой проблемой. Это сейчас любой смартфон в несколько раз производительней обычных компьютеров 90-х годов прошлого века, и потому многим даже трудно себе представить, что запись звука - трудная задача. Но так было.

Слабые компьютеры не могли справиться со сложными вычислениями требуемыми для цифровой обработки аудио и потому был придуман отдельный процессор DSP - для работы с аудио.
 
Фото: DSP фирмы Motorola
 
Основное отличие DSP от микропроцессора в том, что DSP имеет 7-8 шин и 3-4 банка памяти, когда обычный процессор имеет только одну шину. Количество шин позволяет производить операции обработки НЕ последовательно, не одну за другой а одновременно, что значительно сокращает задержку в вычислениях, а значит и задержку звука при воспроизведении или записи в реальном времени.
 
Но ошибочно было бы думать, что DSP было изобретено только для того, чтоб снизить нагрузку на основной процессор компьютера.
 
Помимо скорости вычислений DSP обладает значительно расширенным динамическим диапазоном умножения. Когда образуются циклические процессы в вычислениях - DSP имеет защиту от переполнения памяти и потери данных. А это именно то, что нужно для качества звука. Поэтому DSP не только быстро считает, DSP - почти не "мылит" звук, не портит его.
 
Динамический диапазон.
 
Динамический диапазон - одно из важнейших значений качества звука. Простыми словами - это возможность устройства воспроизвести или записать одновременно и громкий и очень тихий звук. Вот на сколько велика разница между самым громким и самым тихим звуком который может "уловить", записать, обработать, пересчитать, воспроизвести такое устройство (например 100 Дб разницы) - таков и динамический диапазон этого устройства.

примечание: дешевые аудио-карты имеют динамический диапазон  90 - 100 Дб. И звучат поэтому плохо и плоско. Карты получше - 110 Дб.  
 
Что случилось дальше с Pro Tools?
 
В 2000-х годах компьютеры стали значительно мощнее и быстрее. Конкуренты компании AVID Digidesign (Avid - производитель Pro Tools) быстро освоили рынок и заняли нишу в области Native звука. Native - это обработка звука без DSP. Когда мощность компьютеров стала позволять считать звук быстро, и оперативная память стала исчисляться Гигабайтами, необходимость в DSP как в "разгрузчике" основного процессора отпала.
 
Активно на рынок вышли виртуальные студии Cubase, Ableton Live, Logic и другие. Эти программы используют для обработки звука процессор компьютера, а для ввода-вывода - различные аудио-карты.
 
Менеджеры компании AVID Digidesign (AVID - производитель Pro Tools) тоже потянулись в нишу Native и с 2003 года начали выпускать Mbox и Digi 002, обычные Native звуковые карты работающие с программой Pro Tools. И всё было бы хорошо. Со скоростью вычислений вопрос решен, а вот с динамическим диапазоном.....  к сожалению - нет.
 
Native нещадно "мылит" и портит звук. И не важно в какой именно программе работает продюсер - Pro Tools  или Cubase - результат на выходе почти всегда одинаково плохой.  Чем больше нагрузки мы даём в Native на процессор и память компьютера - тем хуже у нас звук на выходе. Другими словами - чем больше аудио-дорожек мы используем в проекте - тем хуже звук, и чем больше навешиваем плагинов - тем испорченнее фонограмма в финале. Таково свойство процессора компьютера в отличие от DSP.
 
Запомните: Native звук - это как правило плоская, "замыленая", "дешевая" фонограмма.
 
Вот так с 2003 года компания Avid Digidesign  - успешно развивает два совершенно разных направления: Native и DSP. DSP - продолжают использоваться в Protools HD, так как лучшего, с далеких времен начала 80-х годов прошлого века, так и не было изобретено.
 
Хитрости менеджеров.
 
Мы слышим название какого-то успешного бренда и доверяем ему. Но это не нужно делать. Современные условия рынка вынуждают менеджеров искать различные способы для обмана покупателя. Их задача запутать человека, продать ему подделку, вместо настоящего изделия или продукта. Менеджеры - это бизнесмены! И им нужно любыми способами давать компании прибыль, а деньги, как говорится - не пахнут.
 
Популярный ламповый микрофон Neumann 149, и Neumann 49. Найди отличие?
 
 
 
Neumann M 149  цена более 5000$
 
 Neuman TLM 49, цена около 1700$
 

Эти микрофоны похожи внешне и в названии у них (149-й и 49-й) согласитесь, есть схожесть. ))) А всё почему? Потому, что в 49-й микрофон на самом деле вставлены внутренности от Neumann TLM103 который стоит всего около 1000$. Это придумка менеджеров - сделать 103-й микрофон похожий внешне на дорогой 149-й и поменять вот так хитро название , чтоб продавать его почти в 2 раза дороже... Вот и всё.
 
Или еще пример: Pro Tools HD. Там хитрые менеджеры решили выпустить Pro Tools HD Native. )))) Но мы то уже знаем, что такое Native! А вот не посвященный покупатель может решить, что это тот самый настоящий HD...
 
 
 
Pro Tools HD (DSP) Pro Tools HD Native (без DSP)
 
И я часто слышу от друзей, знакомых, коллег: "У меня хороший микрофон Neumann", "Я работаю в Pro Tools" .... И обидно понимать, что многие из них просто жертвы игр менеджеров-бизнесменов.
 
Будьте осторожны!
 
Знание - ваша сила!

Читать весь блог Алексея Воронова - http://alexeyvoronov.blogspot.com/

5 комментариев:

  1. Эти грёбанные нативщики своими тестами "на вычитание" - уже задолбали. Вот кто бы сподобился и пояснил бы миру настоящую истину...

    ОтветитьУдалить
  2. Причём, не просто истину, а научно обоснованную - с измерениями и фактами, которые в пух и прах разбили бы эти "вычитания в ноль", поскольку всё это чистой воды лажа.

    ОтветитьУдалить
  3. А у них ведь как: не хочешь делать тест на вычитание - значит ты лох и сливаешься. Совсем с ума посходили люди... Эту розовоочковую хрень из их голов - пора битами выбивать!

    ОтветитьУдалить
  4. Значит так, по поводу Pro Tools, который работает на своём железе (DSP версия). Здесь, я вкратце, но более подробно опишу, что происходит в системе и почему она звучит близко к аналоговой записи.

    Наши "музыканты" -- ленивы и не дальновидны. Если бы они развивались бы по настоящему, и читали бы документацию к системе, которую выпускает фирма-изготовитель, сейчас никто не сидел бы в нативе -- все были бы умными.

    Согласно закону Найквиста, для оцифровки сигнала с уровнем n, необходимо определённое количество бит. В идеале -- это 24 бита. Проблема в том, что, когда, уровень сигнала падает, падает и разрядность, поскольку, чем меньше динамический диапазон сигнала, тем меньше бит нужно для его представления. Все забывают, что, теорема была выведена для всего двух канального АЦП/ЦАП. В мультитреке -- всё иначе. Если в стерео, все эти падения не заметны на слух, то в мультитреке они накапливаются на каждом канале и при определенной плотности аранжировки, это уже заметно. Поскольку, разрядность сигнала -- падает, то мы получаем потери полезной информации, примерно 1 децибел на 2 бита. Это -- очень много. В нативной DAW, в любой, будь то лоджик на маке, или кьюбейс на PC -- пофигу, происходит одно и то же. Как только вы дергаете слайдер виртуального микшера вниз, сразу идут потери полезного сигнала. Эта система -- попросту не способна сохранять мельчайшие нюансы тихого звука.

    В протулзе -- это обошли, введя на пути 24 битного сигнала специальный 56 битный буфер. Математика системы действует таким образом, что 24 битный сигнал (каждый отсчёт) -- перемножается на свои собственные коэффициенты усиления. Так сказано в документации. Все математические операции, проходят не с 24 битами, а с 56, верхние разряды которых ...пусты! Таким образом, полезный сигнал сохраняется. Я сам до конца не понимаю, что именно протулз делает с сигналом, чтобы зафиксировать малейшие его нюансы. Однако, факт остаётся фактом -- на уровне громкости в минус 96 децибел, разрядность сигнала всё ещё равна 24 битам. А это -- гарантия, что все нюансы звука будут зафиксированы. Система Протулз -- окружена кучей несостоятельных мифов, особенно силён миф о том, что её создавали, чтобы помочь не вывозящему аудио CPU вашего компа. И, якобы теперь, когда у всех 16-ядерные интелы, комп "всё посчитает". Нет, не посчитает. Это миф, который ни разу не является правдой. Вы зайдите на сайт студий Мосфильма и посмотрите списки оборудования. Вы не найдёте там ни кьббейс, ни лоджик, ни вст плагинов. Их там попросту нет, потому, что в серьёзных студиях, ни один вменяемый специалист ими не пользуется. Зато там Pro Tools HDX Ultimate -- указан в качестве DAW. Во всех трёх студиях Мосфильма.

    Для справедливости, скажу в защиту нативных DAW. Они созданы для творчества дома. Однако, и с ними можно получить очень профессиональный результат. При условии, что вы не сводите внутри ничего, используете только вст инструменты. Вам нужна хорошая многоканальная аудиокарточка. Вы будете выводить все сигналы (НЕ ТРОГАЯ СЛАЙДЕРЫ ВИРТУАЛЬНОГО МИКШЕРА DAW), на аналоговый внешний микшер, у которого есть несколько ауксов и к которому подключена ленейка из хоруса, двух ревербереаторов и двух дилеев. Все сведение вы будете выолнять на внешнем микшере, а обработку -- внешними эффектами. И тогда, нативная DAW может быть применена профессионально. Кстати, снимать сигнал с мастер-шины микшера и записывать микс, нужно на третье устройство. Только тогда у вас получится качественный микс.

    Даю ссылку на документ о протулзе, где его разработчики объясняют с приведением графиков, почему он сохраняет мельчайшие нюансы звука. Научитесь уже читать документацию, наконец! Задолбали этими бесконечными спорами, спорите много лет, а по факту, много лет нифига не знаете!

    https://disk.yandex.ru/i/mSu8x8lm6fxBCg

    ОтветитьУдалить