Введение.
На фотографии ниже два микрофона. Один Neumann U87, второй U87Ai.
Невозможно спорить с людьми на темы, какой прибор лучше или хуже.
Все приборы разные.
Прочитайте мою статью о микрофонах Neumann в которой я описываю отличия моделей U47, U67, U87, U87i и U87Ai друг от друга. Эта информация поможет вам правильно использовать любой из этих микрофонов в вашей студии.
Микрофоны Neumann u87 против u87Ai.
На фотографии ниже два микрофона. Один Neumann U87, второй U87Ai.
Обратите внимание, что внешний вид у микрофонов почти одинаковый. Но на самом деле - это два разных микрофона. И звучат они по-разному.
Neumann U87 выпускался в Германии с 1968 по 1974 год. Версия Ai - выпускается до сих пор.
Отличие микрофонов, на глаз, в том, что U87 имеет отсек для батареек и может работать без фантомного питания. Не смотрите надпись на крышке корпуса. Эту крышку можно заменить. Разберите микрофон и посмотрите что внутри - так вы сразу поймёте какой именно у вас Neumann.
На фото: Neumann U87 в разобранном виде. Отсек для батареек.
Микрофон U87Ai не имеет отсека для батареек.
Немного истории. Как был создан знаменитый микрофон Neumann U87?
Компания Neumann выпускала микрофоны с 1928 года. В пятидесятых годах прошлого века был разработан ламповый Neumann U47.
На фото: Neumann u47
Neumann U47 - давал прекрасный звук, но его слабым местом были часто возникающие перегрузки в момент записи. Этот микрофон нельзя располагать близко к источнику звука. Приходилось постоянно корректировать расстояние до исполнителя или инструмента в зависимости от громкости исполнения.
Тогда в компании решили разработать новую капсулу, которая была бы проще в использовании. Так появилась капсула U67. Она не боялась перегрузок. И даже не опытный звукорежиссер мог легко записать в микрофон U67 любой звук без искажений.
На фото: микрофон Neumann U67
Новая капсула была крупнее и понадобился новый корпус.
Теперь Neumann U67 был транзисторным, в отличие от U47 (лампа). Новая капсула в сочетании с транзисторами лучше держат перегрузки и не искажают звук как лампа. Лампу достаточно лишь немного "перегрузить" и начнутся искажения.
Против нежной капсулы U47, капсула U67 была более грубой. И ей требовалось находиться к источнику звука ближе, поэтому можно было не беспокоиться, что неумелый звукорежиссер расположит микрофон слишком близко к инструменту или певцу.
Но если микрофон отнести подальше? Что будет?
Это тоже учли разработчики. Для этих целей в микрофон U67, всё же поставили лампу, но она выполняла другую функцию - усиления звука в тех случаях, если источник будет слабым.
На фото: микрофон Neumann U67, в разобранном виде.
Микрофон получился очень удачным. Однако, ещё один недостаток всё же сохранялся, который нужно было устранить. Это большой блок питания, без которого использование микрофона U67 было не возможным.
На фото: блок питания для микрофона Neumann U67
Тогда и был создан первый U87, на батарейках, но на капсуле U67. Остался тот же корпус, была убрана лампа и появился отсек батареек. Принцип питания был организован точно так же, как на знаменитых магнитофонах Nagra.
Ток был постоянным и подавался на капсулу. Но для реализации функции "запись со всех сторон", чтоб капсула работала с двух направлений (когда микрофон ловит звук вокруг себя) - пришлось повозиться. Для этого требовалось одну фазу подавать на одну сторону капсулы и две фазы на другую сторону. И строго изолировать все фазы друг от друга. Для этого в микрофон вставили преобразователь напряжения.
Но возникла ещё одна сложность: электрические наводки и шумы. Для удаления этих шумов пришлось добавлять частотный фильтр и вырезать частоты по которым шли наводки. Так оказалось, что в микрофоне U87 срезано фильтром практически всё выше 16000 Гц.
Что получилось?
1. Была заменена лампа и капсула микрофона U47, на новую менее подверженную искажениям U67.
2. Новый корпус. Лампа для усиления чувствительности. Но нужно было избавиться от блока питания.
3. Убрали блок питания и вставили батарейки.
4. Это повлекло за собой добавление преобразователя напряжения.
3. Убрали блок питания и вставили батарейки.
4. Это повлекло за собой добавление преобразователя напряжения.
5. Преобразователь напряжения потребовал добавления фильтра.
Так родился уникальный и неповторимый звук универсального микрофона Neumann U87.
В таком виде микрофон выпускался один год, и дальше он был модернизирован. Теперь Neumann U87 мог работать также и от фантомного питания. Батарейки стали не обязательными (можно выбирать - вставить батарейки или включить фантомное питание). Такой микрофон Neumann U87i (с возможностью работать от фантомного питания) мы и знаем. Но обычно его называют просто U87- не добавляя буквы i.
После 1974 года микрофоны U87 перестали выпускать.
Стало понятно, что уже практически все предусилители и микшеры имеют фантомное питание - смысл в батарейках отпал. А если нет батареек - то наводки на капсулу уже не такие сильные. К тому же, время требовало повышать частотную характеристику микрофонов.
Так "родился" U87Ai. Капсулу усилили дополнительным пластиком. Убрали батарейки. Перекрутили фильтр и срезали всё что выше 20000 Гц. Звук стал более звонким, современным. Появились верхние частоты.
Если сравнивать звук двух микрофонов U87i и U87Ai - то они будут звучать совершенно по-разному. Как два совершенно разных микрофона.
Что было дальше?
Вот с тех пор и начались споры у звукорежиссёров, что же на самом деле лучше звучит: Neumann U87i или U87Ai.
Многие ругали новый микрофон за якобы "не классическое" звучание. Киностудии по всему миру и студии звукозаписи закупили к тому времени старые U67 и U87, вышло огромное количество фильмов для озвучивания которых использовались старые Neumann и переход на новую версию Ai - был встречен холодно как в кино-индустрии, так и в звукозаписи вообще.
Старые микрофоны - до сих пор используются в лучших студиях мира, и это стало эталоном.
Инженеры же компании Neumann думали, что повысив чувствительность микрофона до 20000 Гц в новой версии - они следуют моде и развитию техники, где "борьба" за Герцы, разряды, биты, байты - всегда важна.
Инженеры разумно думали, что достаточно просто срезать "лишние" частоты эквалайзером и звук U87Ai - вернётся к звуку U87i. Любой звукорежиссёр может сделать это самостоятельно.
Но они не учли одну важную вещь. Микрофон Neumann U87 создавался именно для того, чтоб любой, даже не достаточно квалифицированный звукорежиссер или инженер записи - мог бы качественно записать в него любой звук. Не нужно было крутить никаких эквалайзеров, измерять расстояния между источником звука и мембраной. Любая тётушка-звукоинженер, даже на на Беларусьфильме (а такие там тётушки и работали, я сам видел) - могла записать в такой универсальный микрофон, хоть баян, хоть вокал, хоть звук капающей воды.
Вывод.
Если вы не достаточно уверенны в своих силах как звукорежиссёр и у вас нет хороших эквалайзеров и деессоров - покупайте старый Neumann U87, без букв Ai. Более универсального микрофона ещё не придумали.
Есть только одна "опасность". Старый микрофон - может работать не правильно. После покупки его лучше сдать на чистку и настройку специалистам, чтоб они восстановили возможно сбившиеся заводские характеристики.
Ищите специалистов на киностудиях.
Интересные и подробные статьи. Даже мне - далекому от музыки - интересно. А про цифровые пианино вы писали?
ОтветитьУдалитьЭтот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьЭтот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьЭтот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьЭтот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьАлексей Воронов, давайте свяжемся и я вам как радиотехник помогу довести материал до нормы. чтоб не было в тексте радиотехнических неточностей. И других нестыковок. Материал очень ценный и полезный тем более по легендарной линейке.
ОтветитьУдалитьМм что на счет um 57
ОтветитьУдалить