среда, 16 июля 2014 г.

Балансное и не балансное соединение. Коммутация аналоговой студии.

Дочитайте статью до конца, так как в ней высказывается отличное от традиционного мнение по поводу коммутации студии звукозаписи. 

Электромагнитные помехи. 

Любые провода могут улавливать электромагнитные помехи. Это может вызвать шум или гудение. Эти помехи могут исходить от любого другого музыкального или бытового оборудования.

Для уменьшения влияния таких помех было придумано балансное соединение.

Балансное соединение. 

Балансным оно называется ввиду того, что звуковой сигнал проходит по двум разным проводам в дополнение к земле. Эти два провода передают один и тот же сигнал, за исключением того, что сигнал на одном из проводов инвертирован. Главная цель инверсии сигнала заключается в исключении шума на конце приемного устройства. Эти действия помогают балансной системе лучше противостоять шумам извне.

Так выглядит балансный провод.


Не балансное соединение. 

В отличие от балансной, для не балансной передачи сигнала требуется только один провод (центральный в кабеле) и одна земля (GND). Так как только один провод передает сигнал, такое подключение называется не балансным. Этот способ восприимчив к наводкам, которые будут передаваться вместе с первоначальным сигналом. С увеличением длины кабеля, сила шума также будет увеличиваться. Поэтому большинство инженеров в студии или техники, обслуживающие живое выступление, используют балансное подключение для очень длинных кабелей.



Так выглядит не балансный провод.

Что нужно помнить и знать про балансное и не балансное соединение?

Большинство старых аналоговых или цифровых приборов и инструментов выпущенных до 90-х годов имели не балансные аудио-выходы. Подключить такой прибор или инструмент балансным проводом к балансному входу на микшере - недопустимо! При подключении не балансного аудио выхода балансным проводом - возникает противофаза, если у вас стерео-звук (используется два выхода), или если у вас моно звук (используется один выход) - возникнет бедно звучащий, тихий звук.

Например Roland TR 808 или Roland MC 505 имеют не балансные аудио выходы.



И наоборот, если вы подключите прибор или синтезатор с балансным аудио-выходом не балансным проводом. Звук не потеряет своей глубины и противофаза не возникнет.

Традиционное мнение.

Считается, что балансное соединение более профессиональное, так как оно исключает шумы. Рекомендуется использовать в студиях звукозаписи именно балансную коммутацию. Для не балансных приборов или инструментов предлагаются различные преобразователи не балансного соединения в балансное. Однако...

Нетрадиционное мнение, опытных звукорежиссеров.

Многие студийные звукорежиссёры не признают балансное соединение, считая, что оно создаёт проблемы в общем миксе именно из-за того, что аудио сигнал идёт с инверсией. Инверсия - это когда по одному проводу идёт горячий положительный сигнал (плюс), а по другому точно такой же сигнал, но холодный, отрицательный (минус). Накладываясь друг на друга два сигнала вычитают шумы, и шум мы не слышим. Но... не только шум может вычитаться. Вместе с шумом может исчезнуть важная окраска звука, теплота, насыщенность. И всегда есть опасности, что при стерео звуке начнут возникать противофазы. Тогда в общем миксе возможен провал и обеднение целых музыкальных партий.

Балансное соединение было придумано на самом деле не для студийной записи. Оно идеально подходит для живых концертов, где используются длинные провода.

Профессиональные звукозаписывающие студии обычно хорошо экранируются по периметру от внешних наводок. Для борьбы с шумом устанавливаются выпрямители напряжения. Приборы в рэках размещаются таким образом, чтоб не создавалось электромагнитных наводок. Аудио кабеля располагаются в относительном удалении от различных блоков питания. При правильном размещении студийного оборудования пользоваться балансными проводами становится не нужным. Исключением могут быть только студийные микрофоны с длинным проводом имеющие (XLR) балансный выход.

Вывод с которым не обязательно соглашаться.

Соединяйте все приборы в своей студии только не балансными проводами. Во-первых, вы уж точно не ошибётесь с тем, какой прибор у вас имеет балансный выход а какой не балансный. Во-вторых вы получите жирное олдскульное звучание микса.

Боритесь с шумами разбираясь с электро-магнитными наводками другими способами. Устраняйте сами наводки "вручную" (экранируйте, перемещайте, заземляйте) и не доверяйте делать это балансному соединению.

Примечание: о некоторых методах борьбы с шумом я писал тут и, например, тут.

3 комментария: